Экологический проект "Весна - красна"
20.04.2022
Экологический
проект
«Весна-красна»
Введение.
Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.
Паспорт проекта:
Название проекта: «Весна-красна»
Тип проекта: познавательно - творческий, долгосрочный.
Время реализации: март, апрель 2022 года.
Руководитель проекта: Крапивницкая Оксана Викторовна
Состав проектной группы: воспитатели Васильцова Ю.И., Литвинова М.А., Шевченко Е.В., Головкова К.В., Евтушенко Т.В., Гришакова А.В., Попкова Е.С., Мосейда А.О., Волненко Д.Г., Рыбина С.Г., воспитанники младших, средних и старших групп, родители.
Актуальность:
Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, родители, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.
Новизна работы:
Новизна работы состоит в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь.
Объект исследования:
- наблюдения во время прогулок за весенним пробуждением природы, рисование, аппликация, игры, беседа, рассказывание рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями.
Предмет исследования:
- деревья, кустарники, цветы, трава весной.
Цель: познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в весенний период времени.
Задачи:
Образовательные:
- углубить представления детей об изменениях в природе весной;
- привлечь внимания к окружающим природным объектам.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности, воспитание творческой инициативы, бережного отношения к окружающей среде;
- развивать знания детей о признаках весны, учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающей весны.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям;
- воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
Предварительная работа:
- подбор методической и художественной литературы, дидактического материала;
- определение темы, постановка цели и задачи;
- определение методов и приемов работы;
- рассматривание иллюстраций, открыток;
- использование и просмотр презентаций: «Весна», «Первые весенние цветы», «Весенние зарисовки», «Перелетные птицы» (ноутбук);
- составление перспективного плана.
Работа с детьми.
Вторая младшая группа
Непосредственно-организованная деятельность в разных видах детской деятельности.
Беседы: «О весне», «Хорошо в лесу», «Для чего нужны скворечники», «К нам пришла весна», «Будем беречь и охранять природу», «О весенних работах в саду и огороде», «Правила поведения в лесу».
Чтение художественной литературы:
Заучивание стихотворения Б. Заходер «Ласточка»; Л. Аграчеева «Весело аукнула»; Л. Толстой «Пришла весна».
Песенки, потешки: «Как у нашего кота», «Жили у бабуси», «Травка муравка», «Заря заряница», «Тень, тень, потетень».
Русские народные сказки: «Лиса и заяц», «У страха глаза велики», «Заюшкина избушки».
Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Курица и цыплята», «Птицы прилетели».
Музыкально-художественная:
Слушание: Вивальди «Весна», «Весенняя пляска», «Весна-красна»; Чайковский «Времена года»; М. Глинки «Жаворонок»; Э. Грига «Бабочки"
Лепка: Пластилинография «Птицы», «Весенние цветы»
Аппликация: «Весенний букет», «Скворечник»
Рисование: «Веточка мимозы», «Дерево весной»
Дидактические игры: «Приметы весны», «Времена года», «Разрезные картинки», «Весенняя поляна», «Рассели животных по домам".
Сюжетно-ролевые игры: «Семья готовится к весне», «Семья», «Кукла Катя собирается на прогулку»
Пальчиковые игры: «Весна», «Подснежник», «Росточек», «Кораблик», «Заботливое солнышко»
Подвижные игры: «Птички в гнездышках», «Весна пришла», «Солнечные зайчики», «У медведя во бору», «Через ручеек», «Кошка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Медведь».
Наблюдения в природе: за первоцветами, за деревьями, за кустарниками, за почками на деревьях, за весенней травой и т. д.
Трудовое воспитание:
- организовать труд на участке (кормление птиц, сбор сухих веток, наведение порядка на веранде, и т.д.)
- знакомить детей с трудом взрослых в весенний период в саду и огороде, воспитывать у детей любовь к труду и желание оказывать взрослым посильную помощь;
- воспитывать у детей уважение и бережное отношение к труду дворника.
Работа с родителями.
1. Консультация «Наш дом-природа»;
2. Изготовление папки-передвижки «Весна-красна»;
3. Домашнее задание: изготовление книжек-малышек «Пришла весна».
Средняя группа
Беседы: «Для чего нужны витамины весной», «Пернатые друзья», «В гости к хозяйке луга», «К нам весна шагает быстрыми шагами», «Растения и свет», «Первые цветы».
Чтение художественной литературы:
В. Степанов «По опушке шла весна», «Приметы весны»; Успенский (отрывки из рассказа) «Дядя Федор, пес и кот», «Наводнение в Простоквашино»; рассказы В. Бианки «Воробей», М. Горький «Воробьишко», Н. Романова «Котька и птичка»
Русская народная сказка «Лиса и заяц»
Заучивание стихотворений А. Плещеев «Тает снег, бегут ручьи…», А. Пушкин «Улыбкой лесною природа…»
Музыкально-художественная:
Слушание: П. Чайковский «Времена года. Весна», М. Глинка «Жаворонок», Э. Григ «Бабочка».
Аудиозапись с пением птиц.
Рисование: «Верба в вазе», коллективная работа «Березовая роща».
Лепка: пластилинография «Подснежники», коллективная работа «Весенняя полянка»
Аппликация: «Нарцисс», «Скворечник для птиц»
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чьи детки?», «Какое небо?», «Птицы», «Кто где живет?», «Кто летает», «Какого цвета солнце», «Что изменилось на улице?», «Чудо цветок»
Пальчиковые игры: «Деревья», «Весна», «Солнышко".
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин полезных продуктов», «Путешествие в весенний лес», «Магазин семян», «На лесной полянке», «Цветочный магазин»
Подвижные игры: «Перелет птиц», «Жуки», «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «Перепрыгнем через ручеек», «Сидит, сидит зайка», «Грей, солнышко теплей», «Птички и кошка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору»
Наблюдения в природе: за первоцветами, за деревьями, за кустарниками, за почками на деревьях, за весенней травой и т.д.
Трудовое воспитание:
- организовать труд на участке (кормление птиц, сбор сухих веток, наведение порядка на веранде, и т.д.)
- знакомить детей с трудом взрослых в весенний период в саду и огороде, воспитывать у детей любовь к труду и желание оказывать взрослым посильную помощь;
- воспитывать у детей уважение и бережное отношение к труду дворника;
- дежурство по столовой, в группе, в центре уголка природы.
Работа с родителями.
1. Консультация «Экологическое воспитание в семье»;
2. Размещение информации в родительском уголке «Это нужно знать»;
3. Выставка в книжном уголке «Это нужно знать»;
4. Домашнее задание: Выставка рисунков «Весна-красна» (совместное творчество детей и родителей)
Старшая группа
Беседы: «Признаки весны», «Безопасность весной», «Весна пришла», «Давай поговорим о весне», «Птицы весной".
Чтение художественной литературы:
Б. Заходер «Сказка о весне», «Долго шла весна»; В. Бианки «Синичкин календарь»; Я. Аким «Села на лавочку первая бабочка»; Соколов «Времена года»; Некрасов «Дед Мазай и зайцы»; А. Онегов «На лесной полянке»; К. Толстой «Колокольчики»: С. Маршак «Ландыш".
Рассматривание картин: И. Левитана «Большая вода», «Весна. Март»; К. Савросов «Грачи прилетели»; К. Юона «Мартовское солнце»; Б. Кустодиев «Весна»
Рассматривание альбома «Весна»
Просмотр познавательного видеофильма «Как звери весну встречают»
Опытно-экспериментальная деятельность: «Наблюдение за распусканием почек на веточках» в группе
Рисование: «Весенний лес», «Весенний букет», «Подснежник» в технике монотопия.
Лепка: пластилинография «Прилетели снегири», «Первоцветы», «Ветка с первыми почками»
Аппликация: «Весенний букет для мамы»; аппликация отрывная «Бабочки на полянке»; коллективная работа «Весенний букет»
Дидактические игры: «Весенние слова», «как можно назвать весну», «Угадай птицу», «На весенней полянке», «Засели домики», «Какая весна», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом»
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «На лесную полянку», «Магазин цветов», «Путешествие в парке», «Весенний бал»
Подвижные игры: «Перелет птиц», «Жуки», «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «Перепрыгнем через ручеек», «Сидит, сидит зайка», «Грей, солнышко теплей», «Птички и кошка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Пройди, не упади», «Жаворонок», «Веснянка»
Наблюдения в природе: за первоцветами, за деревьями, за кустарниками, за почками на деревьях, за весенней травой и т. д.
Трудовое воспитание:
- организовать труд на участке (кормление птиц, сбор сухих веток, наведение порядка на веранде, и т.д.)
- знакомить детей с трудом взрослых в весенний период в саду и огороде, воспитывать у детей любовь к труду и желание оказывать взрослым посильную помощь;
- воспитывать у детей уважение и бережное отношение к труду дворника;
- дежурство по столовой, в группе, в центре уголка природы.
Работа с родителями.
1. Консультация «Весенние наблюдения»;
2. Памятка для родителей: «Развитие познавательных способностей детей при наблюдении за природой весной»;
3. Домашнее задание: Выставка рисунков и аппликаций «пришла весна» (представление результатов совместного творчества детей и родителей).
Заключение, выводы:
- дети выделяют характерные сезонные изменения в природе весной;
- при рассматривании иллюстраций о весне составляют рассказы по ним;
- участвуют в наблюдениях за изменениями в живой и неживой природе;
- осознают важность бережного отношения к красоте природы.
В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей. Расширился кругозор и представления об окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные простейшие выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных источников с другими детьми. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.
Список литературы:
1. Издательство Творческий Центр, Москва 2010 г. А.И. Иванова, В.Я. Михайленко «Сезонные наблюдения в детском саду»;
2. Издательство Творческий Центр. Москва 2011 г. Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомство с окружающим миром детей 3 – 5 лет»;
3. Издательство Амрита – Русь, Москва 2010 г. А. Лопатина, М. Скребцова «Экологическое воспитание дошкольников»;
4. Издательство Творческий Центр, Москва 2010 г. В.Н. Чернякова, методическое пособие «Экологическая работа в ДОУ;
5. Издательство «Учитель», Волгоград 2008 г. О.Ф. Горбатенко, Дошкольное воспитание «Системы экологического воспитания в ДОУ»;
6. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ , Москва 2016 г. Л.В. Куцокова «Трудовое воспитание в детском саду»;;
7. Издательство Творческий центр, Москва 2012 г. И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова, методическое пособие, «Прогулки в детском саду»;
8. Интернет – ресурсы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.04.2022
Дата обновления: 20.04.2022
Дата публикации: 20.04.2022