Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Словолодочки на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка
В Программе предусмотрено определение индивидуальных особенностей развития
дошкольников с целью выявления сильных и слабых сторон развития для наиболее
эффективного взаимодействия в процессе образовательной деятельности и
формирования предпосылок учебной деятельности, а также сохранения и укрепления
здоровья. Программа обеспечивает возможность её использования в разных
организационных формах дошкольного образования с учётом образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей: в дошкольных
образовательных организациях (далее — ДОО), в группах кратковременного
пребывания и в системе семейного образования. Программа позволяет учитывать
индивидуальные особенности развития и потребности ребёнка, а также индивидуальные
возможности её усвоения.
В Программе полностью реализуются основные принципы дошкольного образования в
соответствии с ФГОС: обогащение развития ребёнка с учётом его индивидуальных
особенностей; формирование и поддержка познавательного интереса и познавательных
действий в различных видах деятельности, поддержка инициативы детей в различных
видах деятельности; признание ребёнка полноценным участником образовательных
отношений; содействие и сотрудничество ребёнка и окружающих его взрослых;
приобщение ребёнка к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства; учёт этнокультурной ситуации развития детей; возрастная адекватность
дошкольного образования — соответствие условий, требований, методов возрасту и
особенностям развития.
По своему функциональному назначению программа дополнительного образования
«Словолодочки» является общеобразовательной и направлена на становление
следующих ключевых компетентностей:
o познавательная
компетентность;
информационная
компетентность;
o коммуникативная компетентность;
o социальная и гражданская
компетентность; организаторская
компетентность.
Структура и содержание программы «Словолодочки» учитывают принцип интеграции
образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех участников
процесса и мотивации ребенка. Итоговые результаты освоения детьми основной
общеобразовательной программы раскрывают интегративные качества ребенка, которые
он может приобрести в результате освоения программы в каждой возрастной группе, до
подготовительной. Содержание программы
позволяет в игровой форме усвоить
дошкольниками такие понятия, как звук, слог, слово, образ и научиться одному из
фундаментальных навыков в обучении – чтению
Залогом правильного обучения является развитие фонематического восприятия ребенка.
В занятия включены задания с неречевыми звуками, анализом и синтезом, игры на
развитие фонематического слуха.
Изучение звука базируется на запоминании образа буквы русского алфавита, акцент
делается именно на звуках, понятие буквы даем в конце учебного года, когда ученики
будут владеть умением сливать звуки в слоги и прочитывать слова целиком.

Для запоминания используются фантастические сюжеты, яркие игрушки, выдерживается
общая сюжетная линия (морская тема). Дети идут не заниматься, а плавать и играть в
волшебные словолодочки.
Используется определенная последовательность изучения звуков: один гласный (начало
с АОУЫЭ) плюс три согласных. Это позволяет уже после нескольких занятий работать
над процессом слияния звуков в слоги и ускоряет для ребенка процесс отработки навыка
чтения.
Программа позволяет достичь двух следующих результатов: обучение правильному
чтению (чтению с пониманием прочитанного) и поддержанию интереса и любви к этому
навыку за счет легкости и высокой наглядности обучающего материала.
Программный
материал
систематизирован
и
изучается
в
определенной
последовательности: звуки, слоги, слова, смысл. Переходы через один из этапов в
программе не допускаются, что позволяет избежать в дальнейшем серьезных ошибок в
чтении: побуквенного чтения, слогового чтения, чтения без понимания смысла,
прочитывание по два и более раза.
Направленность – данная программа имеет социально-педагогическую направленность
и способствует познавательно-речевому развитию детей, а также ориентирована на
удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном и
нравственном совершенствовании, на организацию их свободного времени.

Адресат программы дети 5-6 лет
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время возрастают
требования к ученикам начальной школы в вопросах самостоятельного чтения,
понимания прочитанного, пересказа прочитанного, выразительного чтения, чтения по
ролям и т.д. И несмотря на то, что чтение – является фундаментальным навыком, его
отработка не входит в компетенцию дошкольных учреждений, но и в начальной школе –
этому не оказывается должного внимания, поэтому зачастую ребёнок должен прийти в
школу уверенно читающим.
Кроме того, насыщенность программы обучения самих учителей и воспитателей
настолько велика, что уделить внимание углублению именно в эту тему просто не
представляется возможным. Осведомленность родителей по вопросу обучения своего
ребёнка чтению часто не позволяет им научить ребёнка делать это правильно, а наоборот,
создает проблемы для дальнейшего обучения в школе.
В структуре чтения как деятельности, согласно Роговой Г. В. и Верещагиной И. Н.,
можно выделить мотив, цель, условие и результат.
Мотивом является общение или коммуникация с помощью печатного слова. Целью
является получение информации по тому вопросу, который интересует учащегося. К
условиям относится овладение графической системой языка и приемом извлечения
информации. Результатом является понимание или извлечение информации из
прочитанного текста с разной степенью точности и глубины.
Отличительной особенностью программы «Словолодочки» является то, что
содержание программы позволяет в игровой форме усвоить дошкольникам такие понятия,
как звук, слог, слово образ и научиться одному из фундаментальных навыков в обучении
– чтению.

Залогом правильного обучения является развитие фонематического восприятия
ребенка. В занятия включены задании с непривычными звуками, анализом и синтезом,
игры на развитие фонематического слуха.
Новизна программы программы «Словолодочки» обусловлена тем, что изучение звука
базируется на запоминании образа букв русского алфавита, акцент делается именно на
звуках, понятие буквы даем в конце учебного года, когда ученики будут владеть умением
сливать звуки и слоги и прочитывать слова целиком. Для запоминания используются
фантастические сюжеты, яркие игрушки, выдерживается общая сюжетная линия
(морская тема). Дети идут не заниматься, а плавать и играть в волшебные словолодочки.
Используется определенная последовательность изучения звуков: 1 гласный (начало с
АОУЫЭ) + 3 согласных. Это позволяет уже после нескольких занятий работать над
процессом слияния звуков в слоги и ускоряет для ребенка процесс отработки навыков
чтения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в ходе
реализации программного материала дети могут достичь двух следующих результатов:
- обучение правильному чтению (чтение с пониманием прочитанного);
- поддержание процесса и любви к этому навыку за счет легкости и высокой наглядности
обучающего материала.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной
последовательности: звуки, слоги, слова и смысл. Переходы через один из этапов
программы не допускаются, что позволяет избежать в дальнейшем серьезных ошибок в
чтении: побуквенного чтения, слогочтения, чтения без понимания смысла,
прочитывания по 2 и более раза.
Уровень освоения программы - базовый
Цель программы – обучение детей чтению в игровой форме, а также формирование у детей
интереса к чтению и книгам.
Основными задачами программы являются:
1.Образовательные:
- изучение звуков, запоминание слогов как основной структурной единицы слова;
- чтение слов по словолодочкам и отработка правильной структуры чтения слов;
- работа над пониманием прочитанного и развитие образного восприятия.
2. Развивающие:
- развитие фонематического восприятия;
- развитие познавательных способностей ребёнка, внимания, памяти, мышления, мелкой
моторики;
- развитие речевых способностей.
3. Воспитательные:
- воспитание объективного отношения к себе, умения работать в группе;
- воспитание культуры общения;
- воспитание положительной мотивации к обучению в школе.
Объем и сроки освоения программы
Программа «Словолодочки» рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 6 лет.
В кружке должно заниматься не более 15 человек.

Срок реализации программы 1 год. 36 недель, 9 месяцев
Объем реализуемой программы – 72 часа. 2 часа в неделю
С 1.06.2025 г по 30.06.2025 года в летний период проводятся с детьми 8 занятий по 30 минут
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 30 минут при наличии сменной игровой деятельности,
включения динамических пауз (5-8 минут).
Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть занятий отводится
на практическую работу детей.
Язык реализации программы – русский.
Форма обучения – очная.
Занятия в кружке не должны копировать уроки. Беседы могут занимать 5-10 минут. Это
должны быть рассказы, дискуссии самих обучающихся. Беседы должны иметь характер
контрольного опроса. Для контрольного опроса можно применять «карточки – задания»,
ответы на которые должны быть краткими и понятными.
Такая система обучения и воспитания вселяет в воспитанников на каждом этапе обучения
ощутить чувство внутреннего удовлетворения и добиться определенных результатов.
Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с самостоятельной
практической деятельности детей в программе предусмотрены
следующие формы обучения:
- беседа;
- практические подгрупповые занятия;
- игровые приемы;
- дидактические игры и задания;
- игровые упражнения.
Реализация программы осуществляется
посредством разнообразных педагогических
методов обучения:
Объяснительно иллюстративный

Рассказ; беседа; работа с литературой; просмотр фильмов;
демонстрация опыта; и др. Назначение метода – организация усвоения
информации, обучаемым путем сообщения им учебного материала и
объяснение
его
успешного
восприятия.
Объяснительноиллюстративный метод – один из наиболее экономных способов
передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта
человечества.

Репродуктивный

Практические упражнения и задания; алгоритмы; программирование.
Основное назначение опыта – формирование навыков и умений
использования и применения научных знаний. Суть метода состоит в
повторении (многократном) способа деятельности пол заданию
педагога. Деятельность педагога заключается в разработке и сообщении
образца, а деятельность воспитанника – в выполнении действий по
образцу.

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных
приемов работы.

Креативный

Творческое задание. Сущность метода – обеспечение организаций
поисковой творческой деятельности обучающихся по решению новых
для них проблем.
Использование сюжета игр, персонажей для обыгрывания сюжета.
Используется при реализации программы в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы,
раздела учебного предмета; в качестве занятия или его части (введения,
объяснения, закрепления, упражнения, контроля); в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в
котором складываются и совершенствуется самоуправление
поведением).

Игровой

Частично поисковый или
эвристический

Эвристическая беседа; случайный поиск, организующий понятия;
контрольные вопросы и др
Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к
самостоятельной постановке и решению проблем.
Критерии и показатели результатов программы:

Образовательный:
 Качество усвоения;
 Уровень овладения деятельностью;
Социологический:
 Умение строить отношения в коллективе;
 Уровень развития коллектива
Индивидуально-личностные:
 Широта и устойчивость интересов;
 Общекультурный кругозор;
 уровень мышления, воли, эмоциональной сферы;
 степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать, принимать и
понимать других, степень реализации индивидуальных возможностей, терпимость и
лояльность.
Воспитанности:
 сформированность качеств;
Психологического комфорта:





степень оптимизма, защищенности, уверенности;
эмоциональное состояние;
межличностные отношения;
социальное благополучие.

Предполагаемые результаты:
Образовательный блок:
К концу года дети будут знать:
- алфавит (полное название букв);

- буквы (звуки), их акустическую и оптическую дифференциацию, знаком с
характерными особенностями букв (звуков);
- различат понятия «буква - звук»;
- определять наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец);
- понятия: звук «гласный» - «согласный», согласный «мягкий» - «твёрдый»,
«глухой» - «звонкий»;
- способы обозначения мягкости согласных звуков (Ь знаком и последующим гласным);
- пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости – мягкости;
- значение Ъ и Ь знаков в словах;
К концу года дети будут уметь:
- распространять предложения;
- отличать слово от предложения;
- составлять предложения из заданных слов;
- делить слова на слоги;
- составлять слова из букв разрезной азбуки;
- читать прямые и обратные слоги, односложные, двусложные и трехсложные слова;
- читать предложения, короткие тексты;
- владеть правильным орфоэпическим ударением, тоном речи;
- владеть навыком выразительного чтения по ролям;
- определять ударение в слове, выделять ударный слог в схеме слова;
- общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками;
- проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.
Развивающий блок:
К концу года дети будут уметь:
- Мыслить логически
- Действовать в уме,
- Приобретут необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.
- Научатся запоминать
- Дети станут более внимательными, научатся мыслить ясно и четко
- Сумеют в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.

Сводный учебный план
№
п/п

Наименование раздела, тема

1.

Неречевые и речевые звуки.

2.

Речевые звуки. Гласные и согласные звуки.

3.

«Слоги»

4.

«Предложение»

5.

Гласные звуки. Звук А. Буква А.

Количество
часов
1
1
2
2
1

7.

Знакомство с разлиновкой тетради в узкую линию с
направляющей. Отработка наклона письма в тетрадях. 5
Штриховка. Обведение элементов букв. Гласные звуки
Гласные звуки. Звук У. Буква У.
1

8.

Гласные звуки. Звук О. Буква О.

9.

Звуковой анализ

10.

Звук М. Буква М.

11.

Звук С. Буква С.

12.

Учимся соединять буквы.

13.

Соединяем буквы, читаем слоги.

14.

Звук Х. Буква Х.

15.

Звук Р. Буква Р.

16.

Звук Ш. Буква Ш.

17.

Гласные звуки. Звук Ы. Буква Ы.

18.

Звук Л. Буква Л.

19

Читаем слитно!

20

Звук Н. Буква Н.

21

Читаем предложения с изученными буквами.

22

Звук К. Буква К.

23

Чистоговорки. Согласные звуки [н], [к], Буквы Нн,Кк,

24

Звук Т. Буква Т.

25

Гласные звуки. Звук И. Буква И.

26

Звук П. Буква П.

27

Звук З. Буква З.

28

Буквы З-С.

29

Звук Й. Буква Й.

30

Звук Г. Буква Г.

31

Буквы Г-К.

6.

1
9
1
1
2
2
1
1
1
1
1
4
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32

Звук В. Буква В.

33

Звук Д. Буква Д.

34

Буквы Д-Т.

35

Звук Б. Буква Б.

36

Звук Ж. Буква Ж.

37

Буквы Ж-З, Ж-Ш.

38

Буква Е.

39

Буква Ь.

40

Буква Я.

41

Читаем текст! Вопросы по тексту.

42

Буква Ю.

43

Буква Ё.

44

Звук Ч. Буква Ч.

45

Звук Э. Буква Э.

46

Звук Ц. Буква Ц.

47

Звук Ф. Буква Ф.

48

Звук Щ. Буква Щ.

49

Буква Ъ.

50

Слова близкие по смыслу.

51

Слова противоположные по смыслу.

52

Занятие-игра «Путешествие по Букварю».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

ВСЕГО часов

72

Учебный план
№
п\п

1.

Тема занятия

Неречевые и речевые звуки.

Количество часов
всего

теория

1

0,5

Форма контроля,
аттестации

практика
0,5

Педагогическое
наблюдение

1

0,5

0,5

3

Речевые звуки. Гласные и согласные
звуки.
«Слоги»

1

0,5

0,5

4

«Предложение»

1

0,5

0,5

5

Гласные звуки. Звук А. Буква А.

1

0,5

0,5

6

1

0,25

0,75

7

Знакомство с разлиновкой тетради в
узкую линию с направляющей.
Отработка наклона письма в
тетрадях. Штриховка. Обведение
элементов букв.
Гласные звуки. Звук У. Буква У.

1

0,5

0,5

8

Гласные звуки. Звук О. Буква О.

1

0,5

0,5

9

Слоги

1

0,25

0,75

10

Звуковой анализ

1

0,25

0,75

11

Звук М. Буква М.

1

0,5

0,5

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос

12

Звук С. Буква С.

1

0,5

0,5

Опрос

13

Отработка наклона письма в
тетрадях. Штриховка. Обведение
элементов букв.

1

0,25

0,75

14

Учимся соединять буквы.

1

0,25

0,75

15

Соединяем буквы, читаем слоги.

1

0,25

0,75

Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ

16

Звук Х. Буква Х.

1

0,5

1,5

17

Звук Р. Буква Р.

1

0,5

1,5

18

1

0,25

0,75

19

Отработка наклона письма в
тетрадях. Штриховка. Обведение
элементов букв.
Звук Ш. Буква Ш.

1

0,5

0,5

20

Соединяем буквы, читаем слоги.

1

0,25

0,75

21

Гласные звуки. Звук Ы. Буква Ы.

1

0,5

0,5

2

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ

Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Педагогическое
наблюдение

Анализ работ

22

Звук Л. Буква Л.

1

0,5

0,5

Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ

23

Читаем слитно!

1

0,5

0,5

Педагогическое
наблюдение

24

Предложение

1

0,5

0,5

Опрос
Педагогическое
наблюдение

25

Отработка наклона письма в
тетрадях. Штриховка. Обведение
элементов букв.

1

0,25

0,5

Педагогическое
наблюдение
Анализ работ

26

Звук Н. Буква Н.

1

0,5

0,5

Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ

27

Читаем слитно!

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Педагогическое
наблюдение
Опрос

28
29

Звук К. Буква К.

1

30

1

0,25

0,75

Анализ работ

31

Отработка наклона письма в
тетрадях.
Звук Т. Буква Т.

1

0,5

0,5

Опрос
Педагогическое
наблюдение

32

Гласные звуки. Звук И. Буква И.

1

0,5

0,5

Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ

33

Читаем предложения с изученными
буквами.

1

0,5

0,5

Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ

34

Звук П. Буква П.

1

0,5

0,5

35

Звук П. Буква П.

1

0,5

0,5

Опрос
Педагогическое
наблюдение
Опрос

36

Звук З. Буква З.

1

0,5

0,5

Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ

37

Буквы З-С.

1

0,5

0,5

Опрос

38

Звук Й. Буква Й.

1

0,5

0,5

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

Анализ работ
39

Читаем предложения с изученными
буквами.

1

0,5

0,5

Педагогическое
наблюдение

40

Звук Г. Буква Г.

1

0,5

0,5

41

Буквы Г-К.

1

0,5

0,5

Опрос
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ

42

Звук В. Буква В.

1

0,5

0,5

Опрос

43

1

0,25

0,75

44

Отработка наклона письма в
тетрадях.
Читаем слитно!

1

0,5

0,5

45

Звук Д. Буква Д.

1

0,5

0,5

Педагогическое
наблюдение. Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Опрос

46

Буквы Д-Т.

1

0,5

0,5

47

Звук Б. Буква Б.

1

0,5

0,5

48

Читаем предложения с изученными
буквами.

1

0,25

0,75

Педагогическое
наблюдение

49

Звук Ж. Буква Ж.

1

0,5

0,5

Опрос
Педагогическое
наблюдение

50

Буквы Ж-З, Ж-Ш.

1

0,5

0,5

Педагогическое
наблюдение
Анализ работ

51

Звуковой анализ слов. Согласные
звуки [м], [с ]. Буквы Мм,Сс

1

0,25

0,75

Педагогическое
наблюдение
Анализ работ

52

Буква Е.

1

0,5

0,5

Педагогическое
наблюдение

53

Отработка наклона письма в
тетрадях. Штриховка. Обведение
элементов букв.

1

0,25

0,75

Педагогическое
наблюдение

54

Буква Ь.

1

0,5

0,5

55

Читаем предложения!

1

0,25

0,75

Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ

Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

56

Буква Я.

1

0.5

0,5

Опрос
Педагогическое
наблюдение

57

Читаем текст!
Вопросы по тексту.

1

0,5

0,5

Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ

58

Буква Ю.

1

0,5

0,5

Педагогическое
наблюдение

59

Буква Ё.

1

0,5

0,5

60

Читаем предложения!

1

0,5

0,5

61

Звук Ч. Буква Ч.

1

0,5

0,5

62

Читаем предложения с изученными
буквами.

1

0,25

0,75

63

Звук Э. Буква Э.

1

0,5

0,5

Анализ работ

Анализ работ
Опрос
Педагогическое
наблюдение

Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Педагогическое
наблюдение

Анализ работ
64

Звук Ц. Буква Ц.

1

0,5

0,5

Опрос
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Педагогическое
наблюдение

65

Читаем предложения с изученными
буквами

1

0,25

0,75

66

Звук Ф. Буква Ф.

1

0,5

0,5

Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ

67

Звук Щ. Буква Щ.

1

0,5

0,5

Опрос
Педагогическое
наблюдение

68

Читаем предложения!

1

0,25

0,75

Педагогическое
наблюдение

69

Буква Ъ.

1

0,5

0,5

Опрос
Педагогическое
наблюдение
Анализ работ

70

Слова близкие по смыслу.

1

0,5

0,5

Опрос

71

Слова противоположные по смыслу.

1

0,5

0,5

Опрос

72

Занятие-игра «Путешествие
Словолодочек».

1

0,25

0,75

Педагогическое
наблюдение

Анализ работ

Всего часов

72

31

41

Летний период с 1.06.25 по 30.06.2025 года
№
п\п
1

Тема занятия
Штриховка.
Обведение элементов
букв.

Дата
Количество часов
Форма
проведения теорит практич занятия
0,25
0.75
групповая

2

Укрепление и развитие
артикуляции.

0,25

0.75

групповая

3

Читаем текст с
пониманием
прочитанного
Игра-квест
Всего часов:

0,25

0.75

групповая

0,25
1 час

0.75
7 час

групповая

4

8 часов

Форма
контроля
Педагогичес
кое
наблюдение
Педагогичес
кий
контроль
Педагогичес
кий
контроль

Содержание программы
1 год обучения
1. Неречевые и речевые звуки.
Учить определять источник и направление звука; узнавать и различать неречевые звуки и
звуки человеческой речи; отработать четкое произношение звуков в звукоподражаниях, рядах
слогов, изменяя интонацию, силу и тембр голоса; формировать правильное физиологическое
и речевое дыхание.
2. Речевые звуки. Гласные и согласные звуки.
Закрепление представлений о звуках. Произнесение и распознавание на слух звуков.
Представление о гласных и согласных звуках. Распознавание на слух и выделение гласных и
согласных звуков из слов.
3. Слоги
Дать понятие о слоге, об ударение. Учить делить слова на слоги. Познакомить с записыванием
слогов при помощи схемы, показать условность схематичного обозначения. Звуковой анализ
слова «Дом» обозначать каждый звук серой фишкой. Рисование прямых горизонтальных
линий. Соединение точек, штриховка. Воспитывать интерес к письму.
4. Предложение
цель: учить детей вычленять предложение из потока речи, познакомить с терминами
«предложение», «слово»; учить называть слова с заданным звуком, произносить четко, в разном
темпе. Развивать умение составлять предложение. Воспитывать усидчивость.5. Гласные звуки.
5.Буква А а (1 з.)
Знакомство со звуками, а, о, и, ы, у, э. Буквы А а.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и
буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте. Чтение букв.65.

Знакомство с разлиновкой в тетради в узкую линию с направляющей. Отработка наклона
письма в тетрадях. Штриховка. Обведение элементов букв.
Выработка правильной осанки. Освоение правил расположения тетради на парте. Выработка
умения держать ручку (карандаш) в руке. Знакомство с разлиновкой тетради, выделение
рабочей строчки. Подготовка руки ребенка к письму (выполнение упражнений в
раскрашивании).
7. Гласные звуки. Буква У у
Закрепить понятия о гласных звуках, а, о, и, ы, у, э. Буква У у.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и
буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте. Чтение букв.
8. Гласные звуки. Буква О о
Закрепить понятия о гласных звуках, а, о, и, ы, у, э. Буква О о.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и
буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
9. «Слоги»
Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность
слогов в слове; Формирование умения различать слово и слог.
10. Звуковой анализ слова
«Оса». Использовать синие и красные фишки, замена красной фишки на букву «О» при
обозначении звука в карточке - схеме. Использование схем для звукового анализа слов и для
составления новых слов по заданной схеме. Чтение – пение: «О - О - О». Чтение слогов ОУ,
ОА. Штриховка разными способами
11. Согласные звуки [м] [м`]. Буква М м. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква М м.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова КОТ.
Познакомить с буквой М м и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
12. Согласные звуки [с] с`]. Буква С с. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква С с.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОМ.

Познакомить с буквой С с и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
13. Отработка наклона письма в тетрадях. Штриховка. Обведение элементов букв.
Учить обводить предметные рисунки по контуру. Развивать усидчивость, мелкую моторику.
14. Учимся соединять буквы.
Учить слиянию букв в один слог, учить анализировать прочитанные слоги, узнавать их на слух
количество произнесенных букв.
15. Соединяем буквы, читаем слоги.
Продолжать учить соотносить звук и букву.
16. Согласные звуки [х] х`]. Буква Х х. (1 з.)
17. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Х х.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЕЛ.
Познакомить с буквой Х х и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
18. Согласные звуки [р][р`]. Буква Р р.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Р р.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИЛА.
Познакомить с буквой Р р и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
19. Отработка наклона письма в тетрадях. Штриховка. Обведение элементов букв.
Учить штриховать предметы, развивать глазомер, мелкую мотрику. Добиваться
параллейности штрихов.
19. Согласные звуки [ш]. Буква Ш ш.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ш ш.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова НОС.
Познакомить с буквой Ш ш и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.

20. Соединяем буквы, читаем слоги.
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слов.
21. Гласные звуки [ы]. Буква Ы.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАРШ.
Познакомить с буквой Ы и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
22. Согласные звуки [л], [л,]. Буква Л л.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Л л.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЫЛО.
Познакомить с буквой Л л и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов СА-ЛО, СА-ША из
разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического
образа.
Чтение букв и слогов.
23. Чтение Л-Р. (читаем слитно)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЛАСКА.
Чтение слогов, слов со звуками Л и Р, чтение предложений.
24. «Предложение»
Продожать знакомить с предложением, его признаках, о последовательности предложений в
высказывании; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой
предложения, тренировать в составлении простых предложений, учить определять количество
слов в предложении; продолжать учить составлять предложения по картинке. Развивать
слуховое внимание, память.
25. Отработка наклона письма в тетрадях. Штриховка. Обведение элементов букв.
Учить писать элементы букв. Короткая и длинная палочка. Развивать мелкую мотрику,
графомоторные навыки.
26. Согласные звуки [н], [н,]. Буква Н н.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Н н.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗИМА.

Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУ-НА из разрезной азбуки.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
27. Закрепление пройденных букв и звуков. (читаем слитно)
Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов
с данными буквами.
28. Согласные звуки [к], [к,]. Буква К к. (Читаем предложения с изученными буквами).
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква К к.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.
29. Согласные звуки [н], [н,]. Буква Н н.
Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУК, РАК из разрезной
азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
30. Отработка наклона письма в тетрадях. Штриховка. Обведение элементов букв.
Учить писать безотрывно линии по пунктирам; писать прямые линии по образцу и элементы
печатных букв.
31. Согласные звуки [т], [т,]. Буква Т т.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Т т.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЕЛЬ.
Познакомить с буквой Т т и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов УТКА, КОТ из разрезной
азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
32. Гласный звук [и]. Буква И и.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква И и.
Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛИСА.
Познакомить с буквой И и, звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
33.Закрепление пройденных букв и звуков. (Читаем предложения с изученными буквами)

Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов, слов,
предложений с данными буквами.
34. Согласные звуки [п], [п,]. Буква П п. (2 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква П п.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.
Познакомить с буквой П п и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛАМ-ПА, ШАП-КА из
разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического
образа.
Чтение букв и слогов, слов.
35. Согласные звуки [з][з`]. Буква З з. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква З з.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОРОЗ.
Познакомить с буквой З з и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
36. Согласные звуки [з][С]. Буква З з-Сс.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Дифференциация букв З з-Сс.
Характеристика звуков, звуковой анализ слов СУП-ЗУБ.
Выделение звуков в словах, распознавание звуков, соотнесение звуков и букв, определение
места звуков в словах. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического
образа.
Чтение букв и слогов, слов.
37.Читаем слова с изученными буквами
38. Согласный звук [й]. Буква Й.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Й й.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАШИНА.
Познакомить с буквой Й и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
39. Чтение И - И, ЫЙ - ИЙ. (читаем предложения с изученными буквами)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИНИЙ.
Чтение слогов, слов с буквами Ы - Й, чтение предложений.

40. Согласные звуки [г][г`]. Буква Г г.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Г г.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова КНИГА.
Познакомить с буквой Г г и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
41. Буквы Г-К.
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ГАЛКА.
Чтение слогов, слов со звуками С, З, Г, К, чтение предложений.
42. Согласные звуки [в], [в,]. Буква В в.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква В в.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ВАЗА.
Познакомить с буквой В в и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука,
соотнесение звука и буквы, печатание слов ВОЗ, ИВА в тетради. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
43. Отработка наклона письма в тетрадях. Штриховка. Обведение элементов букв.
Учить писать элементы букв на рабочей строчке. Развивать глазомер.
44. Чтение Д-Т, Б-П. (читаем слитно)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова.
Чтение слогов, слов со звуками Д-Т, Б-П. Чтение предложений.
45. Согласные звуки [д], [д,]. Буква Д д.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Д д.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ДЫМ.
Познакомить с буквой Д д и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука,
соотнесение звука и буквы, печатание слов ДОМ, Дима в тетради. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
46. Чтение Д-Т.
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Подбор слова к звуковой схеме.
Чтение слогов, слов со звуками Д, Т. Чтение предложений.
47. Согласные звуки [б], [б,]. Буква Б б. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Б б.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗУБ.
Познакомить с буквой Б б и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического
образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
48.Читаем предложения с изученными буквами
49. Согласные звуки [ж], [ж,]. Буква Ж ж. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ж ж.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОЛОКО.
Познакомить с буквой Ж ж и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
50. Чтение Ж-З, Ж-Ш (1 з.)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова.
Чтение слогов, слов со звуками Ж-З, Ж-Ш. Чтение предложений.
51. Звуковой анализ слов. Согласные звуки [м], [с]. Буквы Мм,Сс
Познакомить со звуком и буквой «С». Звуковой анализ слова «Сани» и «Сима». Использовать
синие, зеленые и красные фишки, замена фишек на буквы в карточке -схеме. Использование
схем для звукового анализа слов и для составления новых слов по заданной схеме. Чтение
слогов: СА, СУ, СИ, СЫ, СО и маленьких слов: СЫН, СОН, САНИ, СОК. Рисовать – На что
похожа буква «С»
Уточнить артикуляцию звуков; познакомить с буквой Мм; упражнять в звуко-слоговом
анализе слов; продолжать учить определять мягкость и твердость согласных;
закреплять образ букв; воспитывать внимательность, усидчивость.
52. Гласный звук [е]. Буква Е е. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Е е.
Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛЕС.
Познакомить с буквой Е е, звуками, который она обозначает. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
53.Отработка наклона письма в тетрадях. Штриховка. Обведение элементов букв.
Учить писать прямые линии по образцу и элементы печатных букв. Развивать усидчивость,
мелкую моторику, графомоторные навыки.

54. Буква Ь.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ь.
Характеристика звука, звуковой анализ слова КОНЬ.
Познакомить с буквой Ь, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
55.Чтение Ь (Читаем предложения)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова.
Чтение слогов, слов с буквой Ь знак. Чтение предложений
56. Гласный звук [я]. Буква Я я.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.
Характеристика звука, звуковой анализ слова РЕБЯТА.
Познакомить с буквой Я я, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
57.Чтение Я (Читаем текст, вопросы по текту)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова.
Чтение слогов, слов со звуками Я. Чтение предложений
58. Гласный звук [ю]. Буква Ю ю.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.
Характеристика звука.
Познакомить с буквой Ю ю, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
59. Гласный звук [ё]. Буква Ё ё.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ё ё.
Характеристика звука.
Познакомить с буквой Ё ё, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
60. Чтение Ё (Читаем предложения)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова.
Чтение слогов, слов со звуками Е. Чтение предложений

61. Согласный звук [ч]. Буква Ч ч. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ч ч.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ОЧКИ.
Познакомить с буквой Ч ч и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
62.Чтение Е, Ё, Ч (Читаем предложения с изученными буквами)
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова.
Чтение слогов, слов со звуками Е, Ё, Ч. Чтение предложений
63. Гласный звук [э]. Буква Э э.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Э э.
Характеристика звука.
Познакомить с буквой Э э, звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
64. Согласный звук [ц]. Буква Ц ц. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ц ц.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОЛНЦЕ.
Познакомить с буквой Ц ц и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
65.Чтение Ц-Ч, Ц-С
Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков. Звуковой анализ слова.
Чтение слогов, слов со звуками Ц-Ч. Ч-С Чтение предложений
66. Согласный звук [ф]. Буква Ф ф. (1 з.)
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ф ф.
Познакомить с буквой Ф ф и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
Чтение слогов, слов, предложений.
67.Читаем предложения.
Чтение предложений из двух-трёх слов;
игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово»,

Чтение предложений из двух-трёх слов;
Учить анализировать прочитанные предложения.
68. Читаем предложения.
Чтение предложений из двух-трёх слов;
игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин»
«Читатели», «Составь предложение»;
Чтение предложений из двух-трёх слов;
Учить анализировать прочитанные предложения.
69. Буква Ъ.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ъ.
Характеристика звука, звуковой анализ слова КНИГА.
Познакомить с буквой Ъ, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
70. Слова близкие по смыслу. Звуковой анализ слов. Чтение слогов и маленьких слов.
Составление предложений (устно, обсуждая совместно). Использовать схемы. Рисование – На
что похожа буква. Закрепление навыков звукового анализа слова, подбора слов к схемам,
определения места звука в слове. Закрепление понятий: звук, буква, слово, предложение.
Совершенствование навыков чтения слов и слогов, Развитие зрительного и слухового
восприятия, внимания, памяти. воспитание языкового чутья.
71. Слова, противоположные по смыслу
Развивать пальчиковую моторику, фонематический слух, внимание, память, мышление, навыки
звукового анализа; закрепить навык правильного произношения звуков в слогах, словах в
дидактических играх со словами.
Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.
Воспитывать
доброжелательное отношение друг к другу.
72.Итоговое. Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение
слогов и слов, предложений. Занятие –игра «Путешествие по букварю»
Методическое обеспечение программы
1. Раздел «Словолодочки»
Методы обучения:
1. Словесный — подача нового материала.
2. Наглядный — обращение к образам, помогает обучающемуся почувствовать, понять
окружающий мир.
3. Практический — позволяет применить полученные знания при выполнении заданий.

Оценочные материалы
Критерии оценки результативности определяются в соответствии с реализуемой
дополнительной программой «Словолодочки». При реализации программы используются
четыре вида контроля: входящий, текущий, промежуточный, итоговый.
Входящий контроль – это оценка начального уровня образовательных возможностей детей
при поступлении в кружок.
Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения тем и разделов программы,
личностных качеств, обучающихся в кружке; осуществляется на занятиях в течении всего
учебного года.
Промежуточный контроль –это оценка уровня и качества освоения детьми дополнительной
образовательной программы по итогам полугодия и учебного года. Осуществляется в декабре
и мае каждого учебного года.
Итоговый контроль результативности освоения дополнительной образовательной
программы – это оценка уровня и качества освоения детьми дополнительных
образовательных программ по мере окончания освоения дополнительной
общеобразовательной программы. Итоговый контроль осуществляется в апреле-мае в
соответствии с графиком.
Формы контроля определены в соответствии с дополнительной общеобразовательной
программой. Формами контроля могут быть: анкетирование, тестирование, беседа, опрос, и
т.д.
Контроль позволяет выявить способности обучающихся и скорректировать индивидуальную
работу.
Объективный и систематический контроль учебной работы является важнейшим средством
управления образовательно-воспитательного процесса.
Методические материалы.
№

Наименование элементов перечня

п/п
Наглядные пособия
1.

Комплекты для обучения грамоте

2.

Наборы сюжетных (предметных) картинок

3.
4.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в
цифровой форме).
Рабочие листы

5.

Методическая литература

6.

Алфавит (крупный), слоговые таблицы

7.

Магнитные доски, магнитные карточки, коврик (море), лодочки
Дидактические материалы

1.

Морские животные (фигурки), листочки, капельки, кристаллы, звёздочки

2.

Карточки «Почини лодочку»

3.

Картинки с предложениями

4.

Карточки «Вставь пропущенную букву»

5.

Карточки «Выдели картинку в которой есть этот слог»

6.

Карточки «Зашумленные буквы», «Лишний слог»

7.

Кроссворды, определение места звука в слове

8.

Карточки-буквы, карточки-слоги, алфавит на каждого ребенка

9.

Сюжетные картинки, слоговые таблицы на каждого ребенка

10.

Слова с капельками, слова без капелек

11.

Слоговые лодочки, помощники для написания печатных букв

12.

Звуковые дорожки, лабиринты, звуковой домик
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование

1.

Шкафы для хранения пособий, ноутбук

2.

Мольберт демонстрационный

3.

Органайзеры (на каждого ребенка)

4.

Волшебный сундук, игрушка-помощник

5.

Контейнеры для карточек и мелких игрушек

6.

Песочные часы, мел
Раздаточный материал

1.

Подносы на каждого ребенка

2.

Пластилин, доски на каждого ребенка

3.

Морской песок для написания букв на подносе

4.

Маркеры, ручки, карандаши (цветные и простые), тетради

Кадровое обеспечение программы.
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования Антонова
Татьяна Николаевна, которая прошла обучение в онлайн-школе «МАМА-ЗНАЙКА» на
курсе «Читать правильно» в 2023 г. и имеет право обучать детей чтению по авторской
методике Юлии Пчелинцевой «Словолодочки».
Информационное обеспечение.
Нормативно-правовые документы





Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением правительства Российской Федерации от 31 -марта 2022 года № 678-р;
Изменения, внесённые в Концепцию развития дополнительного образования детей до
2030 года, утверждённые распоряжением Правительства Российской Федерации от 15
мая 2023 года №1230-р
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022года года №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам»











Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 21 марта 2022 года).
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2).
Приказ действует до 1 сентября 2027 года.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2022 №4 «О
внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20
«Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19)», утверждённые
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного государственного
врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
года.

Список используемой литературы
-Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П.
Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c.
Ковригина, Т. Е. Занимательное обучение : Комплексные занятия, игровые задания,
разрезная азбука для детей 6-7 лет / Т.Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. – 2-е изд. – Волгоград :
Учитель, 2012. – 268 с.
- Колесникова, Е. В. Готов ли ваш ребенок к школе? / Е. В. Колесникова. — М.: Ювента, 2007.
- Колесникова, Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5—6 лет / Е. В. Колесникова.
— М.: Ювента, 2008.
- Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей,
учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999.
- Обучение дошкольников грамоте : Методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова,
Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. - М.: Школьная Пресса, 2004.
- Пчелинцева Ю.А. «Словолодочки: мама, научи меня читать», - Ростов-на-Дону: Феникс,
2020.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
КОМПЛЕКС ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВЫЯВЛЕНИЕ
УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.
Каждое задание комплекса оценивается по 3-х бальной системе:
Задание 1.
Цель: обследование степени овладения навыком чтения.

(Это задание дополнительное, так как умение читать до начала школьного обучения ни в коем
случае не является обязательным.)
Материал: карточки с буквами, «Букварь».
Текст задания: «Скажи, ты знаешь какие-нибудь буквы? Если ты уже учился читать, почитай
вот здесь, пожалуйста». Для чтения можно предложить любой не сложный текст из букваря.
Если ребёнок читает пока очень плохо, лучше остановить его; если он читает по слогам в
быстром темпе, дать ему возможность прочитать весь рассказ, предложив повторить его,
проверяя тем самым осознанность чтения.
Оценка выполнения задания:
3 балла – слитное или слоговое чтение;
2 балла – знает все буквы, пытается читать по слогам;
1 балл – побуквенное чтение;
0 баллов – не знает всех букв, не читает.
Задание 2.
Цель: обследование степени овладения навыком слогоделения.
Материал: набор слов (весело, море, птицы, кот, школа, тетрадь, карандаш).
Текст задания: «Знаешь ли ты, что слова делятся на слоги? Слоги можно считать так
(хлопки): мо-ло-ко (или подставив ладонь под подбородок). Давай поиграем: я буду говорить
слово, а ты – делить его на слоги и говорить, сколько их».
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – правильное выполнение задания при помощи учителя (учитель переспрашивает,
предлагает попробовать посчитать слоги ещё раз, хорошо подумать);
1 балл – множество ошибок при выполнении задания даже с помощью учителя;
0 баллов – не умеет делить слова на слоги.
Задание 3.
Цель: обследование степени овладения навыком выделять в слове ударный слог;
Материал: набор слов (к заданию №2).
Текст задания: «На какой слог в этом слове падает ударение?»
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – правильное выполнение задания при помощи учителя (учитель переспрашивает,
предлагает попробовать ещё раз, хорошо подумать);
1 балл – множество ошибок при выполнении задания даже с помощью учителя;
0 баллов – не умеет определять ударный слог.
Задание 4.
Цель: обследование степени овладения навыком выделять звук, определять его место в слове.
Материал: набор слов (сон, носок, слон, голос, место, нос, сумка), карточки с 3 окошками,
цветные фишки.

Текст задания: «Сейчас я буду называть тебе слова со звуком [с], а ты отмечай на карточке
фишкой, где он (в начале, в середине или в конце слова).
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – правильное выполнение задания при помощи учителя (учитель переспрашивает,
предлагает попробовать ещё раз, хорошо подумать);
1 балл – множество ошибок при выполнении задания даже с помощью учителя;
0 баллов – не умеет определять место звука в слове.
Задание 5.
Цель: обследование состояния фонематического слуха и восприятия (Приложение 7.; рис.1.).
Материал: набор картинок, в названия которых входит заданный звук, картинки, названия
которых содержат звуки, близкие к заданному по артикулярно-акустическим признакам,
картинки, в названиях которых нет заданного звука. Примерный набор картинок: щука, шкаф,
мальчик, бусы, чашка, шишка, жук, ружьё, сова, шапка, карандаш, кошка.
Текст задания: «Называй каждую картинку, если в ее названии есть звук [ш], положи эту
картинку вот сюда».
В ходе выполнения ребенком этого задания важно обращать внимание на следующие
моменты: сохраняет ли ребенок инструкцию в процессе работы либо постоянно уточняет,
наличие какого звука он должен определять; отбирает ли картинки, в названии которых нет
заданного звука; определяет ли наличие заданного звука только в начальной позиции или в
позициях начала, середины и конца слова.
Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [ш] находится в начальной
позиции, учитель говорит ему: «Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил и
оставил вот здесь. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить - есть
звук [ш] или нет».
Таким образом, вы спускаетесь на «ступеньку» ниже, предлагая ребенку определить наличие
звука, опираясь не на собственное произношение, а на восприятие слова на слух. Учитель
должен слегка интонационно выделить звук [ш]: «ш-шапка».
Если при первой самостоятельной попытке ребенок отложил наряду с картинками, названия
которых содержат звук [ш], картинки, названия которых содержат звук [ж] или [с], также
важно прибегнуть к обучающему моменту: «Ты старался, но среди картинок, которые ты
выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отложенные тобой картинки, а ты будешь
говорить – есть звук [ш] или нет, можешь после меня повторять слова». При произнесении
учитель интонационно выделяет в словах звуки [ш], [ж], [с].
Оценка выполнения задания:
3 балла - за правильное выполнение задания.
2 балла - за самостоятельное выделение звука из начальной позиции и при умении выделить
звук в середине и конце слова при помощи учителя; за правильное выполнение задания, но
при отсутствии дифференцировок [ш]-[щ].
1 балл - за выделение звука только из позиции начала слова даже после введения обучающего
элемента.
0 6аллов - за невыполнение задания даже с помощью учителя (раскладывает картинки не
руководствуясь предложенным принципом).

Задание 6.
Цель: обследование связной речи (Приложение 7.; рис.2).
Материал: обследование связной речи проводится с помощью серии из четырёх картинок,
связанных единым сюжетом. Ребенок должен сам установить последовательность картинок и
составить по ним рассказ.
Текст задания: «Вот по этим картинкам, если их правильно разложить, можно составить
очень интересный рассказ. Ты каждую картинку рассмотри внимательно, потом разложи их
так, как ты считаешь нужным, и расскажи мне историю, которую ты по ним придумал».
В процессе выполнения этого задания можно оказать такие виды помощи:
1. Уточнение задания, если ребенок в течение длительного времени не приступает к
выполнению задания: «Где же картинка, на которой нарисовано то, с чего все началось?», «А
где картинка, на которой нарисовано продолжение истории?», «Осталась только одна
картинка, значит, на ней нарисован конец истории».
«Посмотри еще раз внимательно, все ли ты правильно разложил, и расскажи свою историю».
2. Если ребенок не может воспользоваться первым видом помощи, постоянно меняет местами
картинки и утверждает, что у него все равно ничего не получится, следует перейти ко второму
виду помощи, разложив картинки в правильном порядке и предложить ребенку составить
рассказ.
Оценка выполнения задания:
3 балла - за логически верно выстроенный рассказ с правильным речевым оформлением.
2 балла - за логически правильный рассказ, но выполненный с небольшими затруднениями в
речевом оформлении, проявившимися в трудностях выбора нужного слова, в повторах одних
и тех же слов, в неточном выборе слова, в ошибках согласования слов в предложении.
1 балл - за рассказ, составленный после помощи учителя, состоящей в раскладывании
картинок в необходимой последовательности.
Задание 7.
Цель: обследование уровня овладения навыком рассказывания, слухоречевой памяти.
Текст задания: «Знаешь ли ты какие-нибудь стихотворения? Расскажи!»
Оценка выполнения задания:
3 балла – знает не менее трёх стихотворений, охотно рассказывает их.
2 балла – знает 1-2 стихотворения; стесняется, забывает.
1 балл – не знает наизусть, называет только, о чём знает стихотворения.
Задание 8.
Цель: обследование уровня овладения навыком рассказывания, развития речи.
Текст задания: «Знаешь ли ты какие-нибудь сказки? Расскажи!»
Оценка выполнения задания:
3 балла – охотно рассказывает одну или несколько сказок.
2 балла – стесняется, рассказывает сказку не очень удачно.
1 балл – не может рассказать сказку, не помнит, называет только, о чём она.

Задание 9.
Цель: обследование уровня развития словарного запаса.
Материал: 5 стандартных взаимозаменяемых наборов слов (ребёнку предъявляется 1 набор
из 10 слов).
Текст задания: «Представь себе, что ты встретился с иностранцем (человеком из другой
страны, который плохо понимает русский язык). И вот он просит тебя объяснить, что
обозначает слово «велосипед». Как ты ответишь?
Оценка выполнения задания:
2 балла – ребёнок даёт определение, которое приближается к научному (то есть в нём
содержится указание на род и отдельные видовые признаки).
1,5 балла – ребёнок словесно описывает предмет.
1 балл – ребёнок понимает значение слова, но своё понимание может выразить лишь с
помощью рисования, практических действий или жестов.
0 баллов – отсутствует понимание слова. Ребёнок или не знает значение слова, или
неправильно объясняет его содержание.
Таким образом, максимально возможная оценка по данному тесту составляет 20 баллов.
Уровень словарного развития определяется по сумме набранных баллов:
Высокий уровень – 12,5 баллов (в сводной таблице соответствует 3 баллам);
Средний уровень – 7 – 12 баллов (в сводной таблице соответствует 2 баллам);
Низкий уровень – 6,5 баллов (в сводной таблице соответствует 3 баллам).
Задание 10.
Цель: обследование уровня понимания грамматической конструкции.
Текст задания: Учитель произносит предложение: «Петя пошел в кино после того, как
дочитал книгу». Предложение нужно произносить медленно и четко. Желательно повторить
его дважды, чтобы быть уверенным, что ребенок хорошо его расслышал. Затем учитель задает
вопрос: «Что Петя делал раньше – смотрел кино или читал книгу?»
Оценка выполнения задания:
3 балла – верный ответ;
2 балла – верный ответ после повторного произнесения задания учителем;
1 балл – неверный ответ.
Задание 11.
Цель: обследование уровня овладения навыком изменения существительных по числам.
Материал: набор слов (11 существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол,
окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок).
Текст задания: Учитель говорит ребенку: «Я назову словом один предмет, а ты измени это
слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу карандаш, а ты должен
ответить карандаши».
Если, изменяя слово книга (первое из называемых учителем), ребенок обнаруживает
недостаточно четкое понимание инструкции (отвечает: книжки, много книг и т. п.), следует
вновь дать образец правильного ответа: книга – книги.

Оценка выполнения задания:
3 балла – если допущено не более двух ошибок (ошибки могут быть разными: перестановка
ударения – стол – столы, искажённые формы множественного числа – город – городы,
ребёнок – ребёнки, ухо – ухи и т.п.);
2 балла – 3-6 ошибок;
1 балл – 7 или более ошибок.
Задание 12.
Цель: обследование слухоречевой памяти.
Это обследование следует проводить, предлагая ребенку запомнить и повторить предложение,
состоящее из 8 слов. Ребенку даются три попытки.
Текст задания: «Послушай, а потом повтори то, что я тебе сейчас скажу: «Летом в лесу
поспевают ягоды: земляника, черника, ежевика». Если ребенок воспроизвел меньше 7 слов,
ему предлагается послушать предложение еще раз. Если и вторая попытка оказалась
недостаточно удачной (менее 6 слов), предлагается послушать предложение третий раз.
Оценка выполнения задания:
3 балла - за воспроизведение 7-8 слов после первого предъявления.
2 балла - за воспроизведение 6-8 слов после второго предъявления.
1 балл - за воспроизведение 6-8 слов после третьего предъявления.
0 баллов - при воспроизведении менее 6 единиц после третьего предъявления.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Протокол
Входного контроля, обучающихся в кружке «Словолодочки» МБДОУ детский сад №24
от «____» _________202…. г
Название кружка «Словолодочки»
Педагог: Антонова Татьяна Николаевна
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся
2. Формы проведения аттестационных занятий: социально-педагогический
3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий.
п/
п

Фамилия
, имя
ребенка

Различа
ют
понятия
: звук,
буква,
слог,
слово,
предлож
ение;

Могут
разделить
простое
предложени
е на слова с
указанием
их

Делят
слова на
слоги
(определя
ют их
количест
во,
последов
ательност
ь

Составл
яют
слова из
слогов;

Произво
дят
звуково
й анализ
слов;

Диффер
енцирую
т звуки
(гласные
,
согласн
ые:
твёрдые,
мягкие,
звонкие,

Находят
в
предложе
нии
слова
с
заданным
звуком

Владею
т
чтение
м.

Заключение аттестационной комиссии: знания. умения и навыки данных обучающихся
соответствуют уровню программы обучения «Словолодочки»
Подпись членов аттестационной комиссии:
Ф.И.О.________________________
Ф.И.О. ____________________
Подпись педагога___________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».