Учебный план 2023-2024г

Пояснительная записка
к учебному плану по реализации инновационной программы
дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой»
Учебный план для ДОУ является нормативным документом, устанавливающим
перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на
проведение занятий в учебном году в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении детский сад № 24 с. Троицкого Моздокского
района РСО - Алания (далее - МБДОУ № 24 с. Троицкого) составлен в
соответствии с Лицензией на осуществление образовательной деятельности по
образовательной программе дошкольного образования 15Л01 № 0001251 от
25.04.2016 г.; образовательной программой ДОУ, разработанной на основе
Федеральной Программы (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), имеющей
общеобразовательную направленность и нормативный срок освоения 5 лет
с 2 до 6 лет (с I младшей группы до старшей группы), которая определяет
содержание обязательной части образовательной программы ДОУ; программы
по экологическому образованию дошкольников «Мой край – моя святыня»
(под ред. А.В. Султановой, Л.А. Бобылевой), которая определяет содержание
модульной части, образовательной программы ДОУ.
Учебный план разработан в соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (ФГОС ДО) и доработана с учетом майских
указов Президента (Указ Президента Российской Федерации от
07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задач
развития Российской Федерации на период до 2024 года»);
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (Принят 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
3. Устав МБДОУ д/с № 24 с. Троицкого Моздокского района
РСО - Алания;
4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28.

~2~

5. Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 24 с. Троицкого
Моздокского района РСО - Алания.
В ДОУ функционирует 9 групп из них 2 группы для детей раннего возраста
(2- 3 года).
Учебный план рассчитан на период с 1 сентября 2023 г. по 31 мая 2024 г.
Продолжительность учебной недели составляет 5 дней с режимом работы: с
7.30 до 18.00 ч.
Уставом учреждения определен Летний оздоровительный период с
1.06.2024 г. по 31.08.2024 г.
В структуре учебного плана выделяются:
1)

инвариативная

2) вариативная

(обязательная) часть;

(модульная) часть.

Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части
основной общеобразовательной программы дошкольного образования и
реализуется через обязательные занятия непосредственной образовательной
деятельности.
Вариативная часть учебного плана сформирована и с учетом регионального
компонента, в основе которого реализация образовательного процесса с
учётом национальных, социокультурных, экономических, климатических
условий и традиций нашего города, района и республики.
Объем обязательной (инвариативной) части в учебном плане
составляет
более
60%
от
её
общего
объема
основной
общеобразовательной
программы ДОУ.
Часть,
формируемая
участниками образовательных отношений (вариативная), не более 40%.
В учебный план учитывает направления развития ребенка, представленные в
пяти образовательных областях:

Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
~3~

Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами
(СанПин): объем недельной образовательной нагрузки для воспитанников в
возрасте:
с 2 до 3 лет составляет - 1,4 часа, продолжительность непрерывно
образовательной деятельности составляет - 8-10 минут;
с 3 до 4 лет объем недельной нагрузки составляет - 2,45 часа,
продолжительность непрерывно образовательной деятельности составляет 15 минут;
с 4 до 5 лет объем недельной нагрузки составляет - 3,4 часа,
продолжительность непрерывно образовательной деятельности составляет 20 минут;
с 5 до 6 лет объем недельной нагрузки составляет - 5,50 часа,
продолжительность непрерывно образовательной деятельности составляет 25 минут.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную
деятельность, проводят физкультминутку.
Перерывы
между
периодами
непрерывной
образовательной
деятельности - не менее 10 минут.
Образовательные области регионального компонента согласуются с
требованиями федерального компонента и «реализуются посредством
интеграции его в занятия и совместную деятельность воспитателей и детей».

1. Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие» направлено на:
 Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности;
 Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками;
 Становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции собственных действий;
 Развитие
социального
и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирование

~4~

готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в Организации;
 Формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
 Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
Организация деятельности по образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» проводится за рамками непосредственно
образовательной деятельности.
Интегрируется со всеми образовательными областями, а также
проводится в процессе режимных моментов. Включает следующие виды
деятельности: формирование основ безопасности, усвоение моральных и
нравственных ценностей, трудовых навыков, игру.
Формирование навыков безопасности со II младшей группы по старшую
группу осуществляется
ежедневно
в
совместной
образовательной
деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности
воспитанников.
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками осуществляется ежедневно в совместной образовательной
деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности
воспитанников. Усвоение моральных и нравственных ценностей реализуются
через интеграцию образовательной области «Познание» в непосредственно
образовательной деятельности
«Познавательное развитие» организуемой 1-2 раза в неделю.

2. Образовательная область
«Познавательное развитие» предполагает:
 Развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации;
 Формирование познавательных действий, становление сознания;
 Развитие воображения и творческой активности;
 Формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов

~5~

окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении
и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательное событие (ОС):
- ОС «Познавательное развитие» в I младшей группе - 1 занятие в неделю.
- в I младшей группе проводится 1 занятие НОД «Сенсорное развитие»,
чередуемое с «Конструированием».
- ОС «ФЭМП» организуется с первых младших, вторых младших, средних и
старших группах – 1 раз в неделю.
- ОС «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром и
ознакомление с природой) организуется с 1 младшей группы до средней
группы - по 1 занятию. Начиная со старшей группы, познавательная
деятельность проводится 2 раза в неделю с включением регионального
компонента.

Региональный компонент в этой образовательной области
реализуется через обогащение представлений о жителях посёлка, области,
истории посёлка, края, их отражении в народном творчестве (мифы, сказки,
легенды), используя рассказы о людях, посёлке, крае, их истории; экскурсии
и целевые прогулки. Региональный компонент также реализуется через
обогащение представлений о климатических особенностях края, неживой
природе, животном и растительном мире Республики Северной Осетии,
экологической обстановке с использованием рассказов о родной природе,
бесед, экскурсий и т.п.

3. Образовательная область
«Речевое развитие» включает:
 Владение речью как средством общения и культуры;
 Обогащение активного словаря;
 Развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
 Развитие речевого творчества;
~6~

 Развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха;
 Знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
 Формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылке обучения грамоте.
- ОС «Развитие речи», которая организуется с 1 младшей группы по старшую
группу – 1 раз в неделю.
- ОС «Развитие речи» в старших группах реализуется в рамках реализации
вариативной части учебного плана, реализуется парциальная образовательная
программа «Подготовка к обучению грамоте», в старших группах - 1
занятие.
- ОС «Ознакомление с художественной литературой» интегрируется со всеми
образовательными областями, и проводится в процессе режимных моментов,
в совместной образовательной деятельности педагога и воспитанников.

Региональный компонент реализуется через ознакомление с
местным фольклором, писателями и поэтами Северной Осетии - Алания,
художественными произведениями о посёлке, округе, жителях с. Троицкого,
природе нашего края.

4. Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие» предполагает:
 Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы;
 Становление эстетического отношения к окружающему миру;
 Формирование элементарных представлений о видах искусства;
 Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
 Стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений;
 Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
- ОС: «Музыка» организуются во всех группах 2 раза в неделю.
~7~

- ОС «Художественное творчество (Рисование)» организуется с 1 младшей до
средней группы - 1 раз в неделю, со старшей группы – 2 раза в неделю.
- ОС «Художественное творчество (Лепка)» проводится с I младшей до
старшей группы - 1 раз в неделю.
- Начиная со 2 младшей группы до старшей группы
ОС
«Аппликация» чередуется с НОД «Конструированием» и проводится - 1 раз
в 2 недели, НОД «Конструирование» чередуется с НОД «Ручной труд» и
проводится – 1 раз в 2 недели в старшей группе.
Региональный компонент включает в себя обучение игре на русских
народных
музыкальных
инструментах:
трещотках,
погремушках,
треугольниках, ложках; ознакомление с музыкальными произведениями о
селе, посёлке, области, народными танцами. Ознакомление детей с
достижениями современного искусства и традиционной народной культуры,
изучение специфики народного декоративно-прикладного искусства,
обучение детей росписи вылепленных изделий по мотивам народного
искусства.

5. Образовательная область
«Физическое развитие»
включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей:

Двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость;

Способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами;

Становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере;

~8~


Становление ценностей здорового образа жизни, овладение
его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном
режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
- ОС «Физическая культура» организуется в 1 младшей группе – 2 раза в
неделю; со 2 младшей группы до старшей группы – 3 раза в неделю; (1
занятие проводится на улице).
Региональный компонент включает в себя ознакомление детей с
видами спорта, популярными в селе, посёлке, области, спортивными
традициями и праздниками.
В соответствии с СанПиН в январе для воспитанников организовываются
недельные каникулы, во время которых проводятся занятия только
эстетически – оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные,
изобразительного искусства).
В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. В это
время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся
спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.
В течение двух недель в сентябре (до образовательной работы) и мае
(после образовательной работы) в соответствии с требованиями Стандарта к
результатам освоения Программы определяются целевые ориентиры
возможных достижений ребёнка в каждой возрастной группе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 24 с. Троицкого Моздокского района РСО - Алания в
установленном законодательством Российской Федерации порядке несет
ответственность за реализацию не в полном объеме образовательной
программы
в
соответствии
с учебным
планом.

~9~

Художественно –
эстетическое
развитие

Рисование

Лепка

Аппликация

Итого:

1
раз

1
раз

2 раза

2
раза

20
мин.

20
мин.

20
мин

50 мин

50
мин.

1

1
раз

1
раз

1 раз

1
раз

15
мин.

20
мин.

20
мин.

20
мин

25 мин

25
мин.

1
раз

1
раз

1
раз

1
раз

1
раз

1 раз

1
раз

15
мин.

15
мин.

20
мин.

20
мин.

20
мин

25 мин.

25
мин.

1
раз

1
раз

1
раз

10
мин.

10
мин.

15
мин.

15
мин.

1
раз

1
раз

1
раз

1
раз

10
мин.

10
мин.

15
мин.

_

_

_

_

Конструирование
Музыка

1

1
раз

раз

раз

2
раза

2
раза

2
раза

2
раза

2
раза

2
раза

2
раза

2 раза

2
раза

20
мин.

20
мин.

30
мин.

30
мин.

40
мин.

40
мин.

40
мин

50 мин

50
мин.

10
1 ч. 40 мин.

11
2 ч. 45 мин.

14
3 ч. 40 мин.

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Чтение
художественной
литературы

Познавательно –
речевое развитие

Ежедневно для всех групп

Конструктивномодельная
деятельность
Общение при
проведении

1 раз в неделю
Ежедневно для всех групп

~ 11 ~

11
5 ч. 50 мин.

режимных моментов

Коммуникативно личностное
развитие
Интеграция
образовательных
областей

Игровая
деятельность

Ежедневно для всех групп

Дежурства

Ежедневно для всех групп

Прогулки

Ежедневно для всех групп
Самостоятельная деятельность детей

Коммуникативно личностное
развитие
Интеграция
образовательных
областей
Познавательноречевое развитие

Самостоятельная
игра

Ежедневно для всех групп

Самостоятельная
деятельность детей в
центрах развития
Познавательноисследовательская
деятельность

Ежедневно для всех групп
Ежедневно для всех групп
Оздоровительная работа

Физическое
развитие

Утренняя
гимнастика
Комплексы
закаливающих
процедур
Гигиенические
процедуры

Ежедневно для всех групп
Ежедневно для всех групп
Ежедневно для всех групп

~ 12 ~


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».