Экологический проект
«Удивительная зима»
Введение.
В
дошкольном возрасте расширяется круг представлений об окружающем мире. Кругозор
детей расширяется от предметов, с которыми они сталкиваются в ближайшем
окружении. И задачей воспитательно-образовательной работы является – помочь
раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный мир
природы, расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания
детей о сезонных изменениях в зимнее время года.
Паспорт
проекта:
Название проекта: «Удивительная зима»
Тип проекта: познавательно -
творческий, долгосрочный.
Время реализации: январь, февраль 2022
года.
Руководитель проекта: Крапивницкая
Оксана Викторовна
Состав проектной группы: воспитатели
Васильцова Ю.И., Литвинова М.А., Шевченко Е.В., Головкова К.В., Евтушенко Т.В.,
воспитанники младших, средних и старших групп, родители.
Актуальность:
Актуальность данного проекта
заключается в том, что, он
позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить,
обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей об изменениях в
зимнее время года. В дошкольном возрасте ребенок активнее накапливает опыт и
усваивает знания в результате непосредственного общения с природой,
экспериментирования, а также в ходе бесед со взрослым. Именно поэтому у ребенка
можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и
неживой природы.
Новизна работы:
Новизна работы состоит в том, что, поддерживая стремления
детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки,
даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.
Объект исследования:
Деревья, кустарники, снег.
Предмет
исследования:
Процесс развития познавательной активности детей.
Цель:
Сформировать у детей дошкольного
возраста знания о живой и неживой природе в зимний период.
Задачи:
- Расширять и углублять знания детей о зиме.
- Формировать знания о взаимосвязи живой и неживой природы.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Развивать наблюдательность, познавательную активность.
Предварительная работа:
- Наблюдения, беседы,
чтение художественной литературы.
- Создать развивающую
среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности,
дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по
теме «Зима».
- Подобрать материал для продуктивной
деятельности.
- Составить перспективный план мероприятия.
Заключение,
выводы:
В
ходе нашего проекта, нами получен результат, который нам говорит о том, что дети
участвовали с удовольствием. Очень понравилась детям продуктивная и
исследовательская деятельность, а также наблюдение за живой и неживой природой
зимой. Дети,
очень много узнали о жизни растений и животных зимой. Могут сами устанавливать
зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
Дети
имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
Дети
познакомились с произведениями поэтов, писателей, художников и музыкантов на
тему зимы;
Дети
овладели расширенным словарным запасом по теме «Зима»;
Дети знакомы с правилами безопасного поведения
на улице в зимний период; Обогатился
литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;
Оформлен
альбом «Зима. Зимние приметы»;
Оформлена
выставка совместных работ детей и родителей (поделки и рисунки) по теме: «Зимушка-зима»;
Изготовлены
книжки – малышки на тему «Зима» (совместная работа детей и родителей);
Оформлены
альбомы «Стихи, загадки и поговорки о зиме».
Календарный план экологического проекта
«Удивительная зима»
Работа с детьми.
Вторая
младшая группа «Звездочки»
|
Непосредственно-организованная
деятельность в разных видах детской деятельности.
|
Ответственные.
|
Беседы:
«Приметы зимы», «Зима
на прогулке»
|
Воспитатели
группы
|
Рассматривание
картин «Зимние забавы», «Катаемся на санках», «Звери в зимнем лесу», «Зимняя
одежда и обувь»
|
Воспитатели
группы
|
Чтение
художественной литературы с показом иллюстраций:
«Снегурушка и
лиса», «Уж ты зимушка – зима», «Тихо падает снежок», «Скачет шустрая синица»,
«Легкий беленький снежок», И Токмакова «Снегири», «С. Маршак «Где обедал
воробей», «Л. Воронкова «Снег идет»,
И. Шевчук
«Зимний лес»
|
Воспитатели
группы
|
Рисование
«Украсим варежку снежинками», «Заснеженные деревья на нашем участке»
|
Воспитатели
группы
|
Аппликация
«Снежинки» (коллективная работа)
|
Воспитатели
группы
|
Пальчиковая
гимнастика:
«Вышли мы во
двор гулять», «Лепим снеговика», «Елочка»
|
Воспитатели
группы
|
Слушание песен о
зиме: «В лесу родилась елочка», «Веселая зима», «Снежная песенка», «Мороз к
нам пришёл»
|
Воспитатели
группы
|
Дидактические
игры:
«Найди пару»,
«Подбери словечко», «Узнай по описанию», «Найди пару рукавичке», «Собери
снеговика», «Украсим дерево снежинками», «Выложи признаки зимы»
|
Воспитатели
группы
|
Подвижные игры:
«Мы погреемся
немножко», «Снег кружится», «Птички», «Заморожу», «Зайка беленький сидит»
|
Воспитатели
группы
|
Наблюдения на
прогулке: за снегом, деревьями, птицами, за изменениями в природе.
|
Воспитатели
группы
|
Трудовая
деятельность: подкормка птиц на участке.
|
Воспитатели
группы
|
Работа
с родителями.
|
1.
Консультация «Играем вместе на прогулках»;
2.
Папка-передвижка «Волшебница зима»;
3.
Домашнее задание: изготовление книжек – малышек на
тему «Зима».
|
Воспитатели
группы, родители
|
Средняя
группа «Гномики»
|
Беседы:
«Нужна ли нам
зима?». «Как живут звери зимой»
|
Воспитатели
группы
|
Наблюдение
«Сезонные изменения в природе», «Деревья зимой», «Зимние приметы»
|
Воспитатели
группы
|
Рисование
«Снежинка»
|
Воспитатели
группы
|
Лепка «Парад
снеговиков»
|
Воспитатели
группы
|
Аппликация
«Заснеженный дом»
|
Воспитатели
группы
|
Пальчиковая
гимнастика: «Падал снег на порог», «Снежок», «Мы во двор пошли гулять»
|
Воспитатели
группы
|
Прослушивание
аудиозаписи: «Раз морозною зимой», «Зимняя сказка», «Кабы не было зимы».
Создание
альбомов: «Зима», «Иллюстрации русских художников о зиме», «Зимние забавы».
Рассматривание
иллюстраций: «Зимние забавы», «Художники о зиме», «Звери зимой».
|
Воспитатели
группы
|
Опытно-экспериментальная
деятельность:
«Как лед
превращается в воду», «Цветные льдинки»
|
Воспитатели
группы
|
Чтение
художественной литературы (с показом иллюстраций):
С. Есенин «Поет
зима, аукает…», И. Суриков «Зима», Н. Павлова «Где зимуют почки?», В. Бианки
«Лес зимой», «Синичкин календарь».
|
Воспитатели
группы
|
Дидактические
игры:
«Сложи
новогоднюю открытку», «Что за птица», «Что изменилось», «Узнай по описанию»,
«Когда это бывает»
|
Воспитатели
группы
|
Подвижные игры:
«Ворота»,
«Передай рукавичку», «Два мороза», «Охотники и зайцы», «Метелица», «Снежки»,
«Снежная баба».
|
Воспитатели
группы
|
Трудовая
деятельность: подкормка птиц.
|
Воспитатели
группы
|
Работа
с родителями.
|
1.
Консультация «Одеваем детей по сезону»;
2.
Папка – передвижка на тему «Зима»;
3.
Домашнее задание: выставка рисунков «Зимушка-зима»
(рисование ребенка с родителем)
|
Воспитатели
группы, родители
|
Старшие
группы «Непоседы», «Бабочки»
|
Беседы: «Нужна
ли нам зима?»; «Зима в лесу» - «Бабочки»
Беседы «Зима и
дети. Зимние забавы»; «Живая и неживая природа зимой» - «Непоседы»
|
Воспитатели
групп
|
Чтение
художественной литературы:
С. Есенин «Поет
Зима аукает…», И. Суриков «Зима», сказка «Морозко», В. Бианки «Кто к кормушке
прилетел», К. Бальмонт «Снежинка», Н. Павлова «Под снегом на лугу», З.
Трофимова «Снег – что это такое?», Л. Воронкова «Снег идет», В. Одоевский
«Мороз Иванович»
|
Воспитатели
групп
|
Дидактические и
игровые упражнения:
«Что не бывает
зимой», «Кто что делает зимой», «Найди по следу», «Найди такую же снежинку»,
«Зимние забавы», «Что забыл нарисовать художник?», «Где и как зимуют звери?»,
«Что сначала, что потом»
|
Воспитатели
групп
|
Составление
рассказа по картине «Зимушка – зима»; разучивание пословиц и поговорок о
зиме; рассматривание иллюстраций и картин о зиме.
|
Воспитатели
групп
|
Слушание детских
песен о зиме «Коньки», «Зимы я вовсе не боюсь», «Кабы не было зимы»,
«Морозный денек», «Три белых коня», «Веселая зима»
|
Воспитатели
групп
|
Оформление
альбома «Зима. Зимние приметы»
|
Воспитатели
групп
|
Сюжетно-ролевые
игры:
«Прощание с
елочкой до следующего года» - «Бабочки»
«В зимнем лесу»
- «Непоседы»
|
Воспитатели
групп
|
Рисование:
«Зимние узоры» -
«Бабочки»
«Еловые веточки
в снегу» - «Непоседы»
|
Воспитатели
групп
|
Лепка
(пластилинография) «Девочка в зимней шубе» - «Бабочки»
Ручной труд
«Зимняя полянка (моделирование из бумаги и ваты) – «Непоседы»
|
Воспитатели
групп
|
Аппликация:
«Зимний лес» - «Бабочки»
«Снеговик в
шапочке и шарфике» - Непоседы»
|
Воспитатели
групп
|
Подвижные игры:
«Смелее вперед»,
«Ловишки», «Заморожу», «На дворе у нас мороз», «Два Мороза», «У медведя во
бору», «Заморожу», «Лиса и зайцы»
|
Воспитатели
групп
|
Наблюдение:
«Деревья и кустарники зимой», «Птицы зимой», «Труд дворника», за изменениями
погоды.
|
Воспитатели
групп
|
Трудовая
деятельность: подкормка птиц на участке.
|
Воспитатели
групп
|
Работа
с родителями.
|
1.
Консультация «Как сделать прогулку зимой
интересной»»;
2.
Папка – передвижка в родительский уголок на тему
«Зима»;
3.
Домашнее задание для родителей и детей: нарисовать
рисунки к стихам, загадкам и поговоркам о зиме для создания альбома «Стихи,
загадки и поговорки о зиме».
|
Воспитатели
групп, родители.
|