Экологический проект "Зимующие птицы"

09.03.2022

Экологический проект

«Зимующие птицы»

Введение.

«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н. Николаева.
Для того, чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе.
Воспитательно-образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста может осуществлять педагог, который сам владеет определенными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей.

Паспорт проекта:

Название проекта: «Зимующие птицы».

Тип проекта: познавательно - творческий, долгосрочный.

Время реализации: январь, февраль 2022 года.

Руководитель проекта: Крапивницкая Оксана Викторовна

Состав проектной группы: воспитатели Гришакова А.В., Мосейда А.О., Волненко Д.Г., Попкова Е. С., Рыбина С.Г., воспитанники младшей, средней и старшей групп, родители.

Актуальность:

Актуальность данного проекта заключается в том, что в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Новизна работы:

Новизна работы состоит в создании атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.

Объект исследования:

Зимующие птицы.

 

Предмет исследования:

Процесс развития познавательной активности детей. 

Цель:

1.    Формирование экологических знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним.

2.    Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.

3.    Приобщение детей и их родителей к природоохранной операции по организации подкормки зимующих птиц. Активизировать словарь по теме (птицы, зима, птичья столовая).

4.    Воспитание заботливого отношения и интереса к зимующим птицам.

5.    Развитие внимания детей, умения соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.

 Задачи:

Образовательные:

1.    Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.

2.    Сформировать представления о причинах гибели птиц в зимний период.

3.    Научить распознавать птиц по характерным признакам (внешний вид, среда обитания, питание).

 

Воспитательные:

1.    Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.

2.    Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.

3.    Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки работы в группе.

 

Развивающие:

1.    Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением в период гнездования и выкармливания птенцов.

2.    Формировать умения сравнивать, выявлять отличительные признаки.

3.    Развивать творческие способности детей.

4.    Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

5.    Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.

6.    Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.

7.    Добиваться партнерских отношений между детьми группы, родителями и педагогами.

 

 Предварительная работа:

Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

— Анкетирование родителей.

— Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

— Подбор необходимой литературы по данной теме.


Заключение, выводы:

В ходе нашего проекта, нами получен результат, который нам говорит о том, что у детей расширился кругозор о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

     Развивающая среда групп пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

   У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

  Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях

  

Список литературы:

1.  Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

2.     Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.

3.      Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.

4.     Электронные ресурсы.

        Календарный план экологического проекта

«Зимующие птицы»

Работа с детьми.



Вторая младшая группа «Капелька»

 

Непосредственно-организованная деятельность в разных видах детской деятельности.

Ответственные.

Беседы:

«Кто такие зимующие птицы?»;

«Как живут наши пернатые друзья зимой?»

 

Воспитатели группы

Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах

Воспитатели группы

Чтение художественной литературы:

Стихотворения с показом иллюстраций: В. Берестов «Воробушки», Ю. Марова «Кормушка», А. Прокофьев «Снегирь».

Рассказы: И. Тургенева «Воробей», С. Маршак «Где обедал воробей?», М. Горький «Воробьишко» (с показом иллюстраций)

 

Воспитатели группы

Рисование «Птицы» (нетрадиционное техника – ладошкой)

Воспитатели группы

Аппликация «Птичка – невеличка» (воробышек)

 

Воспитатели группы

Пальчиковая гимнастика:

«Мы кормушку смастерили», «Сорока – белобока»

Воспитатели группы

Отгадывание загадок о зимующих птицах

Воспитатели группы

Дидактические игры:

«Какие голоса подают птицы?», «Мы кормушку смастерили», «Один – много», «Подскажи словечко», «Назови и покажи зимующих птиц»

 

Воспитатели группы

Подвижные игры:

«Воробышки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «Воробышки и кот».

 

Воспитатели группы

Просмотр мультфильма «Высокая гора».

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»

Воспитатели группы

Наблюдения за птицами на участке, за природными изменениями.Хочу такой сайт

Воспитатели группы

Трудовая деятельность: подкормка птиц на участке.

Воспитатели группы

Работа с родителями.

 

1.     Консультация «Формирование у дошкольников бережного отношения к природе»;

2.     Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме проекта;

3.     Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы», памятка для родителей «Покормите птиц зимой»:

4.     Домашнее задание: изготовление совместно с детьми книжки – малышки «Зимующие птицы».

 

Воспитатели группы, родители

Средняя группа «Дружная семейка»

 

Беседы:

«Зимующие птицы», «Почему птиц стало меньше», «Помощь пернатым в зимнее время»

 

Воспитатели группы

Наблюдение за птицами зимой, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями, наблюдения за изменениями в природе.

 

Воспитатели группы

Рисование «Как розовые яблоки на ветках снегири»

 

Воспитатели группы

Лепка «Воробушки на кормушке» (коллективная работа)

 

Воспитатели группы

Конструирование из бумаги «Домик для птиц»

 

Воспитатели группы

Аппликация «Птичья столовая»

 

Воспитатели группы

Коллективная работа «Птицы – наши друзья»

 

Воспитатели группы

 

Чтение художественной литературы (с показом иллюстраций):

В. Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости», А. Яшин «Покормите птиц зимой», М. Пришвин «Птицы зимой».

Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц и поговорок, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Воспитатели группы

Просмотр мультфильма «Высокая гора».

Просмотр презентаций «Зимующие птицы», «Кормушки»

Дидактические игры:

«Собери картинку», «Кто прилетел к кормушке?», «Чей это голос», «Скачет шустрая синица».

 

Воспитатели группы

Упражнения на развитие мелкой моторики рук:

«Птичья кормушка», «Я зимой кормлю всех птиц», «Воробьи – воробушки», «Птичка крылышками машет», «Сел на ветку снегирь», «Мы кормушку смастерили».

 

Воспитатели группы

Подвижные игры:

«Совушка», «Зимующие птицы», «Воробушки», «Воробушки летают», «Синички ищут зернышки», «Важная ворона».

 

Воспитатели группы

Трудовая деятельность: подкормка птиц.

 

Воспитатели группы

Работа с родителями.

 

1.     Консультация «Зимующие птицы»;

2.     Папка – передвижка «Любовь и забота сохраняют природу»;

3.     Домашнее задание: Конкурс поделок совместно с родителями «Птицы зимой» (рисунки, аппликация, лепка, бросовый материал и т.д.); изготовление книжек – малышек «Зимующие птицы»

 

Воспитатели группы, родители

Старшая группа «Непоседы»

 

Беседы:

«Как живут наши пернатые друзья зимой?», «Кто заботится о птицах зимой?», «Зимующие птицы»

 

Воспитатели группы

Чтение художественной литературы:

«Г. Скребицкий «Воробей», «Большой пестрый дятел», А. Стрижева «Птицы зимой», Н. Павловой «Зимние гости», Сухомлинский «О чем плачет синичка»

Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Творческое рассказывание «Как я спас птичку»

Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой»

Просмотр презентации «Зимующие птицы»

 

Воспитатели группы

Дидактические и игровые упражнения:

«Какая это птица», «Чья тень?», «Соедини по точкам», «Собери птичку», «Кто где сидит», «Покажи и назови», «Угадай по описанию»

 

Воспитатели группы

Рассматривание альбома «Зимующие птицы»

 

Воспитатели группы

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

Оформление плаката «Зимующие птицы»

 

Воспитатели группы

Аппликация (обрывная) «Воробей»

 

Воспитатели группы

Рисование «Зимующие птицы у кормушки» (коллективная работа)

 

Воспитатели группы

Конструирование из бумаги «Синица»

 

Воспитатели группы

Лепка «Птицы клюют зернышки» (коллективная)

 

Воспитатели группы

Подвижные игры:

«Снегири», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Собачка и воробьи», «Совушка», «Воробушки и кот», «Филин и пташки»

 

Воспитатели группы

Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия; наблюдение за изменениями в погоде.

 

Воспитатели группы

Трудовая деятельность: подкормка птиц на участке.

 

Воспитатели группы

Работа с родителями.

 

1.     Консультация «Они остались зимовать, мы им будем помогать»;

2.     Оформление стенда для родителей «Птицы – наши друзья!»;

3.     Домашнее задание: выставка совместного творчества детей и родителей «Мы любим птиц!» (рисунки, поделки, аппликация, лепка и т.д.)

   

Воспитатели группы, родители.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.03.2022

Дата обновления: 09.03.2022

Дата публикации: 09.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».